НОВОСТИ  АТЛАС  СТРАНЫ  ГОРОДА  ДЕМОГРАФИЯ  КНИГИ  ССЫЛКИ  КАРТА САЙТА  О НАС

21.03.2015

Ученые выяснили, откуда пошли современные британцы

Ученые порылись в ДНК британцев и выяснили, что в их генах не осталось следов кельтов и норвежских завоевателей. Оказалось, что больше всего на Британских островах наследили англо-саксонские завоеватели.

В 410 году н. э. Британия перестала являться частью Римской империи, а римско-британское общество «сгинуло в истории» из-за вторжений англов и саксов из Северной Европы. С тех самых пор историки спорят, был ли римско-британский народ стерт с лица земли или он выжил, приняв язык и культуру своих завоевателей.

Масштабное генетическое исследование британского населения дало ответ на этот вопрос. Как утверждает команда ученых во главе со Стивеном Лесли из Мердокского детского исследовательского института в г. Виктория (Австралия), а также Питером Доннелли и Уолтером Бодмером из Оксфордского университета, на сегодняшний день население Южной и Центральной Англии является генетически смешанным с саксами. То есть, по мнению генетиков, захватчики и коренное население жили вместе и в итоге значительно породнились друг с другом, вступая в брачные связи.

Британские острова полностью лишились своего населения во время последнего ледникового периода. А примерно 10 тыс. лет назад острова начали заселять люди, которые совершали долгое путешествие по широкому «сухопутному мосту», в дальнейшем соединявшему Восточную Англию и европейский север Рейна. Исследователи утверждают, что они могут идентифицировать генетические особенности той ранней миграции, больше всего сохранившиеся у жителей западной части Уэльса.

Еще один значительный генетический признак берет свое начало на Оркнейских островах на севере Шотландии. У жителей Оркнейских островов 25% ДНК норвежского происхождения, что указывает на длительное владение этими островами скандинавами. Исследователи не находят никаких «генетических следов» датчан, несмотря на то что они правили Северной Англией с 9-го по 11-е столетие. Более того, не сохранилось никаких следов и нормандского завоевания Англии в 1066 году. Возможно, завоевателей было слишком мало для того, чтобы оставить демографический след, а ДНК норманнов, предварительно эмигрировавших из Южной Дании в Нормандию, очень сложно отличить от генов более ранних датских завоевателей.

Жители южной и центральной части Англии представляют собой однородное население. Однако по всей кельтской периферии, в Корнуолле, Уэльсе и Шотландии находятся небольшие группы популяций с разной генетикой. Эти группы сохраняли свои отличительные черты на протяжении поколений. Удивительно, но, учитывая то, что кельты правили Англией долгое время, вплоть до завоевания Юлием Цезарем в 55 году до н. э., коренное население осталось достаточно однородным.

Возможно, объяснение этому будет иметь отношение к правлению римлян. По словам Марка Робинсона, археолога Оксфордского университета и соавтора исследования, опубликованного в издании Nature, «римляне правили в южной и центральной части Англии и вели там фермерскую систему, а также разрушили множество политических барьеров». Таким образом, согласно утверждениям ученого, римляне гомогенизировали население, в то время как в остальных частях Англии народ оставался политически изолированным, что усложняло его внутреннюю миграцию и процедуру вступления в брак.

Исследователи выяснили, что современное население Британии делится всего на 17 генетически связанных групп. Несмотря на то что они все имеют похожие черты, население Южной и Центральной Англии отличается друг от друга сильнее, чем от населения Франции, Германии и других европейских стран.

Согласно утверждениям Питера Доннелли, специалиста в области популяционной генетики и соавтора отчета, данное исследование стало новаторским, поскольку ученые впервые подробнейшим образом исследовали показатель генетической вариации в рамках страны.

Участниками проекта стали жители сельских районов Великобритании, чьи бабушки и дедушки родились максимум в 80 км друг от друга.

Благодаря этому Питер Доннелли и его коллеги получили данные о генофонде страны до начала масштабной миграции в Королевство из бывшей Британской империи и стран континентальной Европы.

В общей сложности ученые проанализировали ДНК 2039 человек в 500 тыс. участках генома и затем распределили их на 17 генетических групп. Таким же образом они проанализировали геномы 6209 жителей Европы и смогли установить доминирующую группу населения, от которой происходит каждая из 17 групп. По мнению исследователей, в истории имела место крупная миграция с севера Франции, объясняющая наличие французских предков как минимум у одной трети жителей Британии.

«Историю пишут победители, а археология изучает захоронения богатых людей, — говорит Питер Доннелли. — Генетика же показывает, что на самом деле происходило с общей массой населения, а не только с нашими обеспеченными предками».

Екатерина Шутова